Главная » Институт в СМИ »

PrimaMedia: Гражданская война на Дальнем Востоке продолжается в умах людей – эксперты

Изменившийся взгляд на Гражданскую войну и то, как ее эхо отзывается в сегодняшнем дне, обсудили в Приморье

Гражданская война на Дальнем Востоке прошла через души и до сих пор остается в сердцах людей. К такому выводу пришли историки, краеведы, академики и писатели в ходе пленарной дискуссии, посвященной 100-летию окончания Гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке «Осмысление уроков истории: патриотизм, как движущая сила» (6+). Эксперты рассказали, благодаря чему разительно поменялся угол зрения на эти события, подискутировали о том, быть или не быть памятнику за власть Советов в центре Владивостока, и порассуждали: как же говорить о Гражданской войне молодежи, если мы сами продолжаем вести эту войну, но уже в своих мыслях, сообщает ИА PrimaMedia.

Современный взгляд на Гражданскую войну

Практически единогласно все эксперты заявили о том, что сегодня мы имеем совсем иную, гораздо более разноплановую картину исторических событий столетней давности. Произошёл в некотором роде концептуальный переворот, связанный с открытием большого количества архивов, историки получили доступ к новым материалам. В последние 10 лет было сделано много интересных открытий, написано много ярких книг в этой области.

 

Как заметил Николай Крадин, академик РАН, директор Института истории, археологии, этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН в регионе сложилась неплохая школа специалистов, которые занимались темой Гражданской войны, но постепенно в годы перестройки она перестала быть интересной и отошла на второй план. Еще лет 10 назад казалось, что тема Гражданской войны ушла из научного восприятия. Но перед столетием Великой русской революции многое изменилось: Гражданская война снова стала интересовать специалистов.

«Где-то к 2017 году сформировались новые взгляды на этот процесс. Оказалось, что всё было гораздо сложнее, а не так радужно, как описано в советских учебниках. Что главной движущей силой всех процессов были как раз не большевики, они только воспользовались результатами на последнем этапе. А потом история была переписана так, как это было нужно», — поделился Николай Крадин.

 

О своей работе со вновь открытыми архивами рассказал и Алексей Буяков, председатель Приморского краевого отделения Русского географического общества и Общества изучения Амурского края.

«С точки зрения истории я считаю, что мы поднимаем новый пласт, вводим в оборот новые артефакты, научные источники. Я 8-9 раз был в архиве Гуверовского института войны, революции и мира в Стенфорде (США), там остались те документы, которые мало кто из американцев исследовал. Сейчас всё это введено в научный оборот и представляет определенный исторический интерес не только для узкой группы специалистов, но и для широкой общественности», — рассказал Алексей Буяков.

«Источник источнику рознь. Бывает, с годами они меняются. Попадается мне книга «Борьба за Приморье», издание 1926 года. Там небольшой эпизод: на станции окружают части красноармейцев, и командир, который находится внутри станции, шлёт телеграмму командованию: «Нахожусь в окружении, боеприпасов нет, на бойцов не надеюсь». Книга переиздаётся в 1938 году. Эпизод тот же самый, текст телеграммы: «Нахожусь в окружении, боеприпасы кончаются, на бойцов надеюсь». Такие ситуации бывают», — рассказал Игорь Рыжов.

Писатель также отметил, что сегодня появилось очень много ранее недоступных источников, доступ к иностранным архивам, вот только до перевода этой ценной информации руки не доходят, и не ясно, дойдут ли когда-то.

«В Японии полностью выложены армейские, флотские, любые документы, но всё на их языке, они рукописные. Это же надо как-то переводить, читать. А у нас не то, что документы, у нас японские книги не переведены. Всё это есть, но нам пока это недоступно», — отметил Игорь Рыжов.

О том, как изменился современный взгляд на события Гражданской войны с открытием архивов рассказала и кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Татьяна Позняк

 

«Всё-таки историю пишут победители. И история Гражданской войны в советское время была написана с точки зрения советской власти. Нарратив, созданный в советское время, был выстроен как победоносное шествие Красной армии и партизанских отрядов. Мне кажется большим достижением, что в годы перестройки произошел перелом и был допущен плюрализм мнений о Гражданской войне», — отметила Татьяна Позняк.

Историк отмечает, что сейчас в научном сообществе создана многоплановая картина Гражданской войны. Кроме Красной армии и партизанского движения стали изучать Белое движение,»розовые» правительства, ведь по всей территории страны в течение Гражданской войны смена «белых», «розовых», «красных» правительств шла постоянно. Обратились историки и к изучению повседневной жизни в годы Гражданской войны. Раньше поведение рядового обывателя в этот непростой период не изучалось, но ведь Гражданская война была гибридной войной: где-то велись боевые действия, а кто-то в это время посещали кинематограф или театр, и его никак не касались эти боевые действия.
А вот директор и главный редактор Тихоокеанского издательства «Рубеж», которому в октябре исполнится 30 лет, Александр Колесов не поддержал общий позитивный настрой.

«Все говорят о достаточности информации, но мне кажется, что её не хватает. Не хватает исторических книг на разные темы, в том числе на тему Гражданской войны. У нас колоссальный дефицит изданий об истории Гражданской войне на Дальнем Востоке. В то самое время, когда в центральной России изданы многие сотни тысяч статьей, многие книги о деятельности каждого из лидеров двух фронтов, у нас почти ничего не было», — заявил Александр Колесов.

Этот пробел главный редактор «Рубежа» и стремится закрыть в ходе своей работы над выпуском исторических книг местных авторов.

«Когда я познакомился с творчеством Игоря Рыжова, меня приятно удивило, что он, не являясь профессиональным историком, столь скрупулёзно подходит к историческим фактам. Он не занимает какую-то позицию, а старается исходить из научной объективности. Кроме того, было видно, что он работает с иностранными архивами, не только с нашими», — поделился Александр Колесов.

Сегодня «Рубеж» работает уже над третьей книгой Игоря Рыжова: «1920 год. Командир казнённого полка». Кроме того, издательство готовит к выпуску большой фотоальбом. Никогда ранее не было большого иллюстрированного издания о Гражданской войне и интервенции. Еще одна сенсационная работа издательства, о которой рассказал Александр Колесов, это книга Ильи Бутмана «Гибель Николаевска-на-Амуре», выпущенная как книга-расследование в 1924 году в Берлине и никогда не издававшаяся в России ранее. Она открывает одну из самых трагических страниц в истории Гражданской войны на Дальнем Востоке. По заверениям издателя, все эти книги до конца года будут сданы в производство. Инвестор уже найден.

Примечательно, что несмотря на получение новой информации и составление более полной картины событий Гражданской войны, многие до сих пор придерживаются «красной стороны». Об этом свидетельствуют и результаты интересного эксперимента, о котором рассказал доктор исторических наук, участник исторических реконструкций, преподаватель ДВФУ Вадим Агапов. Его устроили реконструкторы в попытке понять, на чью сторону — белых или красных — склоняется современное общество. Оказалось, что несмотря на появление новой информации и пролитие света на «белую часть» истории Гражданской войны, большинство все равно остается на красной.

 

«На выставках и фестивалях мы ставили два стола, рядом с которыми были плакаты с лозунгами либо красных, либо белых. У красных: «Ешь ананасы, рябчиков жуй — день твой последний приходит, буржуй!» или «Долой помещиков и капиталистов! Землю — крестьянам, заводы — рабочим!». И всё украшено в красные цвета. У белых всё было такое цивилизованное, имперское, были плакаты: «За царя!», «Да здравствует белое движение!».  Посетителям предлагалось выбрать сторону и получить удостоверение, вроде как ты вступаешь в красную или белую армию. Опыт показал, что в красную армию вступает больше людей», — рассказал Вадим Агапов.

О гражданской войне в сердцах и умах

Большое внимание участники дискуссии уделили тому, насколько остро ощущается эхо Гражданской войны среди людей современности. Многие до сих пор «горят» идеями белого или красного движения, не оставляя попыток переубедить собеседников. Член-корреспондент РАН Николай Крадин отметил, что в ходе мероприятий, проведенных в городах Дальнего Востока в последние годы, его поразило, насколько живо отзывается в сердцах людей Гражданская война.

«Я думал, это будет спокойное научное обсуждение, а пришли казаки, разодетые в свои камзолы, и чуть было не подрались с представителями коммунистической партии, которые отстаивали свою точку зрения. Нам пришлось их буквально силой растаскивать. Меня это в некотором роде поразило и напугало: прошло 100 лет, а эти вопросы, оказывается, где-то глубоко у нас все еще сидят в подсознании», — вспоминает Николай Крадин о мероприятии в Иркутске.

 Мысль о том, что Гражданская война в умах людей продолжает идти поддержал и Алексей Буяков, председатель Приморского краевого отделения РГО.

 

«Даже у тех, кто ушел отсюда, была ностальгия по родине и ненависть к большевикам, которые лишили их родного отечества. Надежда вернуться умерла вместе с ними, а их дети, внуки уже представляют определенную группу людей, которым практически не интересна история. Они стоят на платформе тех, кто критикует Россию того периода времени и современную. Есть те выходцы из эмиграции, которые считают, что примирения между белыми и красными ни тогда, ни сейчас не должно быть и не будет. Умы заняты разными мыслями и действиями. Идеологическая борьба продолжается», — считает Алексей Буяков.

Краевед и историк Игорь Рыжов затронул тему неоднозначности окончания войны. Для каких-то частей страны она закончилась в 1920 году, общепринятая дата — 25 октября 1922 года, когда части народной революционной армии Дальневосточной республики вступили во Владивосток. Но и после этого на Дальнем Востоке происходил ряд событий, связанных с Гражданской войной. Например, эпизод в 1923 году в Якутии, где отряд генерала Пепеляева был разбит отрядом красного командира Строда. Около 120 красноармейцев три недели держали осаду против примерно такого же количества белогвардейцев. Тем не менее, это уже была не та масштабная приморская армейская операция 1922 года.

«Я думаю, когда Гражданская война действительно кончилась, каждый определяет для себя сам. Если ты до сих пор в ней, то ты можешь и сейчас воевать. Конечно, не физически, а теми методами, которые ты для себя выбираешь. Интернет, литература», — отметил Игорь Рыжов.

Определенные сходства отношения к Гражданской войне в России сегодня Роман Михайлов, руководитель экскурсионной службы исторического парка «Россия — моя история», увидел и в событиях, происходящих на мировой арене.

«Здесь можно провести параллели и с Гражданской войной в США, и с Гражданской войной в Испании. В том плане, что для многих Гражданская война действительно не заканчивается. По крайней мере, в их воззрениях, в их умах она продолжается», — сказал Роман Михайлов.

О памяти и памятнике

Зоркий глаз исторического реконструктора Вадима Агапова подметил интересный анахронизм в одной из скульптурных групп памятника «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке», который стоит на центральной площади Владивостока с 60-х годов. Эксперт обратил внимание на то, что бойцы стоят с пулемётом «Максим», на котором очень хорошо видна круглая горловина кожуха водяного охлаждения. Вот только появилась она во время Великой отечественной войны и быть на пулемете бойцов народной революционной армии никак не могла.

Александр Колесов также высказал неоднозначную позицию на тему нынешнего названия центральной площади Владивостока: Площадь борцов революции.

«По моему убеждению площадь не должна называться так, как она называется сегодня, по прошествии 100 лет. Пришла пора как-то по-другому к этому относиться. Памятник не очень объективно отражает саму историю нашей страны и нашу сегодняшнюю жизнь. Это вопрос дискуссионный, но это моя точка зрения», — поделился Александр Колесов.

Игорь Рыжов тем временем выступил с иной точкой зрения. Он считает, что памятник как наследие определенного исторического периода нужно сохранить в своем первозданном виде.

«Гражданская война прошла через души и продолжается в войне памятников. Нужно ли их сносить или не нужно? Лично я считаю, что нет. Это было в нашей истории. Если мы снесём эти памятники, поставим другие, после нас придут другие — начнётся опять снос. Эта война памятников будет идти до скончания века», — сказал Игорь Рыжов.

Тем не менее краевед и историк обратил внимание на то, что белым памятника нет, их могилы забыты. Никто практически не вспомнит их фамилии кроме знаменитых: Старк, Деникин, Молчанов. А фамилии других участников белого движения можно найти только в Гуверовском архиве и в музее русской культуры в Сан-Франциско.

«Я считаю, что нужно всё оставить, не забывать ничего, чтобы молодёжь знала, что у нас было вот так. Чтобы она знала, почему не нужно возвращаться к Гражданской войне, доказывать что-то друг другу оружием. Надо пытаться доказать без оружия. А большевики всё делали именно оружием. «Винтовка рождает власть», как сказал Мао. Так большевики и делали», — отметил Игорь Рыжов.

События дней сегодняшних

По случаю 100-летия окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке, которое регион отпразднует 25 октября, во Владивостоке проходит ряд интересных культурных событий.
Обществом изучения Амурского края открыта выставка «Последний исход, 1922-2022″ (12+), посвященная окончанию Гражданской войны на Дальнем Востоке. Она будет работать до 28 ноября в галерее «Централь» напротив музея истории Дальнего Востока.

«Хочу подчеркнуть, что там есть акцент на белое движение, на эмиграцию. Есть артефакты, связанные с жизнью наших соотечественников за границей. Но есть ещё и картины Союза художников Приморского края, которые освещают ход частей народной революционной армии Дальневосточной республики во Владивосток. Выставка разноплановая», — рассказал Алексей Буяков отмечая, что акцент на белогвардейцах вызывает подчас неоднозначную реакцию посетителей выставки.

Он также поделился планами по организации на центральной площади Владивостока 25 октября небольшого мероприятия (12+), посвященного и белым, и красным в Гражданской войне.

По инициативе Института истории, археологии, этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН 25 октября во Владивостоке пройдет большая конференция (12+), где соберется множество крупных ученых. Они представят новейшие интерпретации исторических событий.

Как говорить о Гражданской войне с молодежью?

Если огонь раздора, поселившийся в сердцах людей в годы Гражданской войны, до сих пор горит несмотря на новые открытия и доступ к архивным материалам, как же рассказывать об этом молодому поколению? Стоит ли все упрощать или попытаться донести все хитросплетения исторических моментов?
Говоря о том, в какой форме доносить информацию о Гражданской войне молодежи, Алексей Буяков отметил, что по его мнению не нужно что-либо утрированно упрощать, важно сделать источники информации об этих событиях более доступными для молодых людей.

«Мы все понимаем, что белые и красные — люди со своими взглядами, которые боролись за них. Среди них были и братья, и отцы, которые были разделены этой идеологической основой. Поэтому ее и называют «кровопролитная, братоубийственная гражданская война». Мы должны доносить через свои публикации, исследования этот посыл. Только плодотворная, кропотливая работа может привести к позитивным результатам: пониманию молодежи за что боролись те или иные», — считает Алексей Буяков.

Председатель Приморского краевого отделения РГО также отметил, что сам с удовольствием выступает в школах, но это скорее разовые акции. Необходима поддержка правительства Приморского края, чтобы распространить эту информацию на школы, культурные учреждения, клубы, дома культуры.

Отдельное внимание работе с молодежью уделяется и в парке «Россия — Моя история».
«Молодые люди сейчас всё черпают из интернета, а — это сфера идеологической борьбы за умы молодого и подрастающего поколения. Везде, не только в России. Ведь они впитывают то, что им красочно, эмоционально преподносят. Поэтому мы и пытаемся поднять этот пласт, показать исторические события на примерах. Когда молодёжь узнает, что на тех улицах, на той территории, где они проживают, происходили те или иные значимые события, это вызывает у них интерес. Это очень важно и очень значимо», — поделился Роман Михайлов.

Своей точкой зрения на этот счет поделился и член-корреспондент РАН Николай Крадин.

«Я считаю, что Гражданская война — это величайшая трагедия в истории страны. В ней, по большому счёту, не бывает победителей. Нужно писать об этом в учебниках. О том, что эта трагедия не должна повториться. Важно, чтобы молодёжь задумывалась, к каким чудовищным последствиям может привести нечто подобное. И если, скажем, из той катастрофы с громадными потерями и чудовищными человеческими жертвами нам всё-таки удалось выкарабкаться, то, если что-то подобное не дай бог произойдёт снова, я думаю, это будет катастрофой для страны», — высказался Николай Крадин.

Пленарная дискуссия, посвященная 100-летию окончания Гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке, состоялась во Владивостоке в рамках фестиваля «ЛиТР» — Литература Тихоокеанской России. Это крупнейшее литературное событие на Дальнем Востоке с мощнейшим писательским, поэтическим и издательским десантом прошло в столице Приморья с 7 по 9 октября.

Организаторы Пятого фестиваля «Литература Тихоокеанской России» — PrimaMedia и интеллектуальный клуб «Культбригада» при поддержке правительства Приморского края, регионального оператора Исторического парка «Россия — Моя История» в городе Владивостоке АНО «Приморский культурно-исторический центр» и НКО «Фонд развития социальных инициатив», Дальневосточный филиал фонда «Русский мир».

Информационные партнеры мероприятия — радио «Дача»(18+), радио «МИР»(18+), «Русское радио»(18+), «MEDIAMETRICS ДВ» (18+), глянцевый журнал «Собрание EXCLUSIVE»(18+), телеграм-канал «Дальневосточные Ведомости» (18+).

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2011-2018