Главная » Об институте » Структура » Научные подразделения » Музей » Коллекция фарфора из чжурчжэньских памятников Приморья
Одна из наиболее интересных категорий артефактов, которые обнаруживают археологи на городищах чжурчжэней Приморья, – изделия из фарфоровых и фарфоровидных керамических масс, покрытых глазурью. Они представлены в основном столовой посудой, а также туалетными принадлежностями (флакончики, коробочки для косметики, и т.п.) и предметами ритуального назначения (курильницы). Все это — продукция гончарных центров и мастерских, функционировавших в северных и южных районах средневекового Китая. Как известно, территория Приморья в 12-13 вв. входила сначала в состав основанной чжурчжэнями империи Цзинь (1115-1234), затем – в состав самостоятельного чжурчжэньского государства Дун Ся (1215-1233) и была связана с Китаем тесными политическими, культурными и торгово-экономическими отношениями.
В фондах музея хранится коллекция изделий из фарфоровых и фарфоровидных масс (условно – «коллекция фарфора»), полученных в результате многолетних раскопок Шайгинского, Ананьевского, Екатериновского городищ Приморья. Они представляют разные сорта и виды гончарной продукции, в прошлом широко известные как в самом Китае, так и за его пределами.
Фарфор Дин и его имитации. Согласно принципам систематизации, принятым сегодня многими исследователями фарфора и керамики Китая, данные изделия относятся к классу так называемой Белой посуды (White Wares), отличительной особенностью которой является однородный белый или белый с различными оттенками цвет глазурованной поверхности. Эти изделия производились в гончарных мастерских местности Дин, или Динчжоу (провинция Хэбэй, Северный Китай), где имелись богатые месторождения высококачественного фарфорового сырья. Для фарфора Дин характерен тонкий белый череп, покрытый прозрачной глазурью серебристо-белого или нежного кремово-белого цвета. Особый «шарм» изделиям придавал декор в виде рельефных тисненых узоров на внутренней или внешней стороне. Расцвет производства гончарной продукции Дин приходится на 11 – начало 13 вв. Настоящие изделия Дин были достаточно дороги и доступны далеко не всем, вследствие чего широкое распространение в ряде районов Северного Китая получила практика изготовления «бюджетных» имитаций этого сорта из менее качественного сырья. Имитации сорта Дин также относятся к классу Белой посуды. И на первый взгляд не всегда можно отличить подлинный фарфор Дин от его подражаний, если они выполнены на хорошем уровне.
Среди фарфоровых и фарфоровидных изделий из чжурчжэньских памятников Приморья образцы класса Белой посуды составляют большинство. Они представлены в основном фрагментами и небольшим числом целых экземпляров. Преобладают образцы «тонкого фарфора» Дин и его достаточно качественных имитаций. В меньшем количестве – так называемая «грубая Белая посуда», или «грубый фарфор», т.е. не слишком тщательные подражания Дин. Самые типичные изделия – чаши и чашечки-пиалы, служившие индивидуальной столовой посудой. Более редки тарелки и блюда.
|
|
Чашечки-пиалы. Шайгинское городище |
Тарелка (фрагментированная). Шайгинское городище |
Уникальным и ценным изделием является найденная в одном из жилищ Ананьевского городища большая чаша, сохранившаяся частично. На внутренней стороне стенок и дна – тисненый узор из растительных мотивов, на наружной стороне дна – процарапанные иероглифы. Надпись “尚食局” (Shang Shi Ju) переводится как «Ведомство по поставкам питания для императорского двора». Столовая посуда с такой маркировкой изготовлялась в гончарных мастерских Дин и предназначалась специально для нужд императорского двора.
|
|
|
Чаша с иероглифической надписью (фрагментированная). 1 – внутренняя сторона. 2 – внешняя сторона с иероглифической надписью. 3 — тисненый декор на внутренней стороне чаши. Ананьевское городище. |
Серия образцов белой посуды из Шайгинского и Ананьевского городищ была недавно исследована с использованием современных методов анализа микроструктуры фарфора и керамики (сканирующая электронная микроскопия). По результатам анализа хорошо видны различия между черепом «тонкого фарфора» Дин и «грубого фарфора», имитирующего этот сорт.
|
|
|
Микроструктура массы «тонкого фарфора» (сорт Дин) под сканирующим электронным микроскопом при увеличении Х500 |
Микроструктура массы «грубого фарфора» (имитации сорта Дин) под сканирующим электронным микроскопом при увеличении Х500. |
Имитации фарфора Дин в ряде случаев можно опознать по характерным внешним признакам. Изделия имеют более грубый череп, не белого, а желтоватого или коричневатого цвета, что обусловлено особенностями сырья. Эта окраска маскировалась плотным белым ангобом, на который сверху наносился слой прозрачной глазури.
|
Образец «грубого фарфора» (имитация фарфора Дин). Шайгинское городище. |
Гончарные изделия Цзюнь. Для этого вида гончарной продукции средневекового Китая термин «фарфор» используется достаточно условно. Формовочная масса (череп) изделий Цзюнь определяется современными исследователями как «фарфоровидная» или «каменная». По плотности и текстуре она близка фарфору, однако обычно имеет не белый, а серый либо серо-коричневатый цвет. Отличительная особенность изделий Цзюнь – глазурное покрытие насыщенной зеленовато-голубой гаммы (цвет «морской волны»). Изделия Цзюнь были очень популярны и производились в большом количестве, начиная с конца Х в. по XIV в., т.е. в периоды династий Северная Сун, Цзинь и Юань. В период династии Цзинь в моду вошел двухцветный вариант глазурного покрытия – участки пурпурного или фиолетового цвета на зеленовато-голубом фоне. Получение такого эффекта требовало специальной, сложной технологии. Основные центры производства Цзюнь находились в провинции Хэнань (Северный Китай), однако широкое распространение получила практика имитаций этого сорта во многих других местах. Исследователи относят изделия Цзюнь к классу Зеленой посуды (Green Wares).
На чжурчжэньских памятниках Приморья образцы изделий Цзюнь по степени встречаемости стоят на втором месте после образцов Белой посуды.
|
|
|
Чаша (фрагментированная). Екатериновское городище. |
Чашечка-пиала. Ананьевское городище. |
Тарелка (фрагментированная). Внешняя сторона. Ананьевское городище. |
Фарфор Цин-Бай. Фарфоровые изделия цин-бай (перевод с китайского — «зеленовато-белый»), покрытые блестящей белой с зеленоватым или голубовато-зеленоватым отливом глазурью изготовлялись в гончарных мастерских Южного Китая. Расцвет производства и наибольшая популярность этого сорта фарфора пришлись на время правления династий Северная Сун (960 – 1127) и Цзинь (1115 – 1234). Фарфор цин-бай в больших количествах экспортировался из Китая в другие страны. Мест производства было несколько, но главным являлся Цзиндэчжень – знаменитая «столица китайского фарфора». Здесь делали наиболее качественный фарфор цин-бай, у которого зеленоватый оттенок белого глазурного покрытия скорее угадывается, чем отчетливо видится. Однако в зависимости от использовавшегося в разных местах производства сырья и технологических особенностей процесса обжига этот оттенок мог иметь разную интенсивность, либо переходить в голубоватый тон. Не случайно исследователи китайского фарфора дискутируют по поводу того, относить ли изделия цин-бай к Белой посуде или к Зеленой посуде.
В нашей коллекции фарфора есть несколько образцов изделий цин-бай. Наиболее интересны две изящные тарелочки из Ананьевского городища и сосуд-курильница, который использовался для ритуальных целей, также из Ананьевского городища.
|
|
Тарелки (фрагментированные). Ананьевское городище. |
Курильница (фрагментированная). Ананьевское городище. |
Селадоны. Это общее название фарфорово-керамических изделий, являющихся основными представителями класса Зеленой посуды (Green Wares). Цвет их глазурных покрытий выдержан в зеленой гамме изысканных, приглушенных оттенков. Красящим пигментом в составе глазури служат соединения железа в сочетании с растительной золой. Необходимым условием также является особый режим обжига, вызывающий определенные химические реакции в веществе глазури и обусловливающий достижение специфического цветового эффекта. Основными центрами производства селадонов в средневековом Китае были Яочжоу на севере и Лунцюань на юге. Практика подражания этим изделиям широко распространилась в различных районах страны.
В коллекции фарфора из чжурчжэньских памятников Приморья образцы изделий, которые можно отнести к селадонам, немногочисленны. Судя по цветовым оттенкам и текстурным особенностям глазури, они были произведены в разных гончарных центрах.
|
|
|
Курильница (фрагментированная). Шайгинское городище. |
Фрагменты изделий (селадоны) с рельефным подглазурным рисунком. Шайгинское городище. |
Фарфор Жу. Этот очень редкий и ценный сорт фарфора, который также относится к категории Зеленой посуды, производился в Северном Китае (провинция Хэнань) в течение короткого времени, 1087-1127 г., в конце правления династии Северная Сун. Изделия предназначались исключительно для императорского двора и не поступали в массовую продажу. В настоящее время каждая находка фарфора Жу – в Китае или за его пределами — считается большой удачей. Этот сорт имеет тонкий и плотный фарфоровый череп, покрытый толстым ровным слоем непрозрачной глазури льдисто-зеленого с легкой голубизной цвета. Отличительная особенность – искусственно созданный в процессе обжига рисунок трещин (кракле) в виде сетки-чешуи, напоминающие трещины в слое льда.
В ходе недавно проведенных совместно со специалистами Шанхайского института керамики исследований фарфора из чжурчжэньских памятников Приморья удалось идентифицировать с высокой степенью вероятности два образца сорта Жу. Это фрагменты чаши, найденные на Шайгинском городище. С помощью современных физико-химических методов анализа установлено, что характеристики глазури и черепа этих фрагментов очень близки характеристиками фарфора Жу. Результаты исследований опубликованы: