Современные тенденции обстановки в Латинской Америке
С конца 2015 г. в странах Латинской Америки отчетливо обозначилась тенденция завершения т.н. «левого поворота» и возвращение правых сил на политическую арену региона. В Аргентине на президентских выборах 22 ноября 2015 г. победил кандидат от консервативной партии «Республиканское предложение» Маурисио Макри. В Бразилии 2 декабря 2015 г. была начата процедура импичмента в отношении президента страны Дилмы Русеф, а 12 мая этого года она была временно отстранена от власти. В Венесуэле на парламентских выборах 6 декабря 2015 г. победу одержала оппозиционная президенту страны Николасу Мадуро оппозиционная коалиция «Круглый стол демократического единства» во главе с Энрике Каприлесом и Лилиан Тинтори.
Что же послужило причиной возвращению правых сил на политическую арену, и как это скажется на российско-латиноамериканских отношениях?
Изменение политического вектора развития этих государств произошло под влиянием экономической ситуации в регионе и мире. В начале 2000-х гг. в странах Латинской Америки в условиях кризисных явлений в экономике возросла популярность левых сил. С ними были связаны определенные надежды на улучшение социально-экономической ситуации. Проведенные реформы помогли в некоторой степени улучшить внутриполитическую обстановку и добиться роста экономических показателей. Однако эти правительства оказались неспособны решить острые социально-экономические проблемы, возникшие в их странах в условиях финансового и нефтяного кризисов 2008 и 2014 годов. Приход к власти правых сил — это закономерное следствие разочарования электората в правящих партиях и изменения их симпатий в пользу оппозиции.
Укрепление позиций левых сил в странах ЛА в начале XXI в. стало причиной трансформации их внешнеполитического курса. Государства региона стали активнее искать возможности к диверсификации своих внешних связей, что привело к «перезагрузке», в частности, российско-латиноамериканских контактов. Наиболее активно сотрудничество с Россией стала развивать Венесуэла (в основном в сфере военно-технического сотрудничества, а также нефтедобычи). После победы оппозиции на парламентских выборах начали раздаваться призывы к пересмотру сделок с компанией «Роснефть» и сворачивании военно-технического взаимодействия. Но эта победа не принесла оппозиционным силам никаких серьёзных дивидендов, главным образом в силу отсутствия единой программы действий. Свою роль играет и то, что оппозиции подконтрольна только законодательная ветвь власти. Все остальные рычаги управления государством находятся у действующего президента, Н. Мадуро. Так что главным препятствием для дальнейшего развития российско-венесуэльских отношений будет являться усугубляющийся внутриполитический кризис в этой стране, а приход к власти оппозиции не принесёт изменений в эти отношения, по крайней мере до тех пор, пока во главе государства остаётся действующий президент.
Предвыборная программа нового президента Аргентины М. Макри вызвала беспокойство международного экспертного сообщества, появились мнения о том, что он будет проводить принципиально новую внешнюю политику. Эти опасения основывались на заявлениях Макри о намерении пересмотреть после его вступления в должность все соглашения прежнего правительства. Политологи и экономисты значительно разошлись во взглядах: одни считают, что главным партнером Аргентины будут США, другие – что главным приоритетом страны станет приграничное и региональное сотрудничество. В СМИ появились сообщения о том, что новый президент сократит (или даже прекратит) торговые связи с Россией, получившие положительный импульс в последние два года. Однако состоявшийся в апреле 2016 г. визит в Москву высокопоставленной аргентинской делегации во главе с министром иностранных дел и по делам религий С. Малькоррой не подтвердил этих опасений. По итогам переговоров было заявлено, что Аргентина заинтересована в сохранении стратегического партнерства с Россией, а пересмотр соглашений не означает их денонсации, а наоборот, направлен на углубление сотрудничества. Это даёт возможность полагать, что перспективы российско-аргентинских отношений будут зависеть от следующих факторов.
Во-первых, победа М. Макри на президентских выборах над кандидатом от правящего альянса Д. Сциоли оказалось не столь убедительной, как на то рассчитывала оппозиция (Макри – 51,4%, Сциоли – 48,6%) Это означает, что в своей работе на посту руководителя государства Макри будет вынужден учитывать негативное отношение половины жителей страны к его предвыборной программе. В этих условиях ему необходимо найти компромисс, который устроил бы всех граждан страны. Во-вторых, Аргентина до сих пор не восстановила свою экономику после дефолта в 2001 г. По этой причине страна нуждается в притоке иностранных инвестиций, и аргентинское руководство будет стремиться привлечь как можно больше новых инвесторов.
Что касается Бразилии, то здесь особенностью сегодняшнего дня стал процесс импичмента президенту. Дилме Руссефф вменяется участие в коррупции и растрата государственных денежных средств. Существует мнение, что в основе процессов, наблюдаемых в стране, лежат политические и экономические интересы США. По нашим оценкам, у происходящих событий преимущественно внутренние корни. Импичмент выгоден тем кругам, чьи интересы пострадали более всего при проведении социальных преобразований, т.е. правой оппозиции и финансовым элитам. Исполняющий обязанности президента страны Мишел Темер находится в тех же условиях что и Дилма Руссефф. Новому правительству необходимо в кратчайшие сроки доказать свою состоятельность путем проведения таких преобразований, которые улучшат социально-экономическую обстановку в стране, причём не в отдаленной перспективе, а именно сейчас (особенно учитывая, что инициаторов импичмента подобным образом обвиняют в коррупции, а в действиях Руссефф аудиторы пока не нашли ничего криминального).
Таким образом, события, происходящие в Бразилии вряд ли существенно повлияют на характер бразильско-российских двусторонних связей. Экономическое сотрудничество останется на прежнем невысоком уровне. Вместе с тем страны продолжат взаимодействие в рамках БРИКС, несмотря на возможное снижение финансового участия Бразилии в этом альянсе.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что главной проблемой современных российско-латиноамериканских отношений является не приход к власти правых сил, а продолжающаяся внутриполитическая и экономическая нестабильность в регионе. Пример Аргентины показывает, что победа кандидата от правых на президентских выборах вовсе не означает отрицательного вектора в отношениях с Россией и возврата к реалиям «холодной войны». На сегодняшний день, несмотря на разную политическую ориентацию, правительства латиноамериканских государств стремятся и будут стремиться к взвешенному и независимому политическому курсу. В этих условиях Москве не стоит опасаться наметившегося «правого уклона» в регионе, и продолжать строить свои отношения со всеми латиноамериканскими партнерами на принципах уважения, равноправия и взаимовыгодного сотрудничества.
Ст. лаборант Лаборатории ситуационного анализа
ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН
Горячев Н.Н.