Главная » Планируемые мероприятия »

Круглый стол Гуманитарные науки: от антропологии к «антропотехнике»… и обратно?

Уважаемые коллеги!
В рамках проекта обсуждения актуальных проблем социально-гуманитарных наук
15 марта в 11.00 в ПК ИРО (ул. Станюковича, 28; каб. 203) состоится круглый стол
Гуманитарные науки: от антропологии к «антропотехнике»… и обратно?

Организаторы: д.и.н, проф. А.М. Кузнецов (ДВФУ); ректор ПК ИРО к.пед.н., доцент Е.А. Григорьева; кафедра философии ДВО РАН; Отдел этнографии, этнологии и антропологии ИИАЭ ДВО РАН.
Связь с организаторами: e-mail: email hidden; JavaScript is required; тел. +7 924 528 83 92

Постановка проблемы

Долгое время основным вопросом гуманитарных наук в той или иной форме был вопрос о природе человека. Равным образом, гуманитарное образование во многом понималось как средство раскрытия потенций человеческой природы в конкретной личности ученика.

Начиная с эпохи Просвещения перед образованием, а значит, и перед гуманитарным познанием, все чаще ставятся задачи создания «нового человека». Эти тенденции достигают пика своего развития в эпоху модерна, выражаясь в таких представлениях, как ницшеанский сверхчеловек, или в попытках буквально создать нового человека с помощью евгеники. Потрясения Второй мировой войны, связанные с противостоянием человечества «сверхчеловекам» из нацистской Германии, привели к отказу (как оказалось, временному) от прямых попыток сконструировать «нового человека».

Эпоха постмодерна поставила под вопрос само понятие природы человека, деконструировав, сперва, человека как автора, а затем и как субъекта. Вновь с высоких трибун зазвучали речи о перспективах различных «усовершенствований» человека, а так же о создании «служебного человечества» (см., например, речь акад. М.В. Ковальчука в Совете Федерации 30 сентября 2015 г.). Иными словами, если модерн, так или иначе, признавал существование природы человека, стремясь «улучшить» ее в каждом отдельном человеческом индивиде, то в постмодерне уже не ставится вопрос о целостности отдельного человека. Напротив, основной задачей выступает «децентрализация» и «деиерархизация» человека и культуры. Отказываясь от идеалов человека и общества, постмодерн смотрит на человека как на некий агрегат свойств и способностей, в котором можно нечто «проапгрейдить», дополнить или отбросить ради максимизации его ситуативного приспособления к изменчивой реальности. Человек в эпоху постмодерна все больше перестает принадлежать себе, отчуждаясь от своей собственной природы. Вместо понятия человеческой природы предлагается свобода выбора идентичности – социальной, этнической и даже половой. Однако за вариациями идентичностей, гендерной теорией и тому подобным просматривается определенная политика, то есть намеренное конструирование потребного элитам образа человека.

На этом фоне нарастает противостояние с одной стороны, классического и модернистского взгляда на человека, как на существо со своей особой природой, а с другой – различных постмодернистских проектов, в которых антропология превращена в «антропотехнику», а образование – из раскрытия человеческой природы в личности ученика в инжиниринг обезличенных человеческих функций. Именно в достигаемой с помощью различных антропотехник свободе от ограничений человеческой природы постмодерн видит условие достижения максимальной широты и богатства жизненного опыта, а с точки зрения как классической, так и модернистской антропологии, успех постмодернистского проекта будет означать конец человечества.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

  1. насколько, с точки зрения гуманитарной науки и образования, обоснованы претензии на радикальное конструирование индивидуальных и групповых идентичностей? Можно ли создать из «человеческого материала» нечто принципиально иное?
  2. действительно ли современная наука, в том числе, педагогика, располагает инструментарием для реализации проекта «антропотехники»: средства нео-евгеники, построение нейросетей и обучения на их основе и т.д.?
  3. есть ли у нас основания, средства и возможности для возрождения классического или модернистского гуманитарных проектов? Если да, то какой из них предпочтительнее?
  4. какие кризисы и возможности в сфере гуманитарных наук и образования просматриваются в связи со сложившейся ситуацией?
© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2011-2018