Главная » Планируемые мероприятия »

Теоретический семинар: Гуманитарная наука перед вызовом трансформаций современного мира

16 мая 2023 г. в 17:00 (10:00 по московскому времени) в конференц-зале ИИАЭ ДВО РАН состоится теоретический семинар: Гуманитарная наука перед вызовом трансформаций современного мира: как найти идеи, которые помогут дать адекватный ответ на происходящее?

Организаторы семинара:

  • ИИАЭ ДВО РАН
  • Объединенный ученый совет по гуманитарным наукам ДВО РАН
  • Восточный институт – ШРМИ  ДВФУ

адрес подключения:

Пандемия COVID-19, обострение конфронтации между Россией, Китаем и коллективным Западом, небывалый всплеск русофобии, новая роль мирового большинства кардинально преобразовали современный мир. В результате стало очевидно, что многие наши прежние взгляды, представления, идеи и концепции потеряли свою актуальность, так как они не в состоянии дать ответы на вновь возникшие вызовы. Очевидно, что эти новые реалии стали серьезной проблемой для социально-гуманитарного знания и прежде всего, его теоретико-методологических оснований. Не случайно появляются призывы к отказу от теории, «больших нарративов», анализу конкретных ситуаций, следовании фактам и т.д. Однако, можно утверждать, что, эти кризисные проявления, сегодня создают благоприятные условия для переосмысления прежних достижений в области теоретизирования и создания новых базовых оснований наших отраслей знаний. Сама изменившаяся реальность настоятельно требует внедрения новых подходов и идей для ее осмысления.  Как представляется, для реализации, поставленной цели нам необходимо решить несколько сложнейших проблем.

Во-первых, необходимо внести определенность в отношениях естественных и гуманитарных наук. Постмодернистский вызов, как известно, категорично отказал нашей отрасли в научности, критерии которой формировались в предыдущую эпоху, отмеченную духом рациональности и позитивизма.  Однако ХХ век стал не только началом кардинальной научно-технической революции и порожденного ею информационного взрыва, подготовившими почву для современного развития информационных технологий, робототехники и разработок в области искусственного интеллекта. Эти новые реалии вызвали переосмысление представлений о месте о роли человека, возобновили дискуссии о сознании, спровоцированные призывами к трансгуманизму и сингулярности.

Важно отметить, что подобные антигуманитарные настроения развивались в контексте переосмысления прежних наших устремлений к приданию социально-гуманитарного знания «подлинной научности» в позитивистском духе. Отсюда стремление к внедрению всякой формализации как противодействия свойственному нам субъективизму и   открытию неких универсальных законов развития того же общества. Однако к середине ХХ в. стало появляться все больше данных, показывающих, что прежние претензии на «универсальность» наработанного теоретико-методологического арсенала себя не оправдали. Новые настроения получили выражение в критике западоцентризма, появлению теорий постколониализма, понятия методологический национализм и т.д. Представление о многообразии современной социально-политической реальности, не укладывающейся в прежние схемы заставили заниматься конкретным в противовес универсальному. Так создавались условия для антропологического поворота в современной гуманитаристике.

Осознание того факта, что всей этой разнообразной социальной, политической, культурной и т.д. реальностью стоит человек  актуализировало несколько проблем. Во-первых, а насколько мы люди одинаковые?  Этническая парадигма, представление о многообразии форм политической и других видов организации сообществ людей утвердили скорее представление о наших различиях, чем о единстве. Во-вторых, признание нашего многообразия в социальной, политической, культурной и других сферах, формирующих среду, в которой существуют люди из отдельных государств, общностей, заставило задуматься над другим вопросом. Различия внешних условий жизни человека оказывают ли воздействие на восприятие и осмысление действительности? Развитие социально/культурной нейронауки дало определенный ответ: да, оказывает!

Следовательно,  человек и его качества как создателя нашего культурного мира и его исследователя определяет специфику наших наук в отличие от естественников. Последние сталкиваются с подобными проблемами, в лучшем случае,  через концепт наблюдатель, т.к. они занимаются природными явлениями. В нашем случаем мы имеем дело не только с проблемами наблюдателя (субъективизмом), но нам приходится изучать искусственный мир, созданный людьми, в соответствии со своими представлениями, на которые влияет конкуренция различного понимания своих задач. Поэтому в силу отмеченной специфики задач социально-гуманитарной науке нельзя полагаться целиком на опыт естественнонаучного знания, а необходимо создавать собственное понимание научности и ее критерии.   В своей основе такое понимание должно быть антропологическим, учитывающим специфику уровня отдельных  индивидов и их объединений.

Во-вторых,  призыв к разработке собственных критериев научности не означает отказ от достижений в теоретико-методологической сфере  из естественнонаучной области. Их ведь тоже создавали люди. В частности,  речь здесь идет о принципах дополнительности и сложности, позволяющими выйти из наших неэффективных дискуссий о междисциплинарности.  Однако эвристичное внедрение этих принципов в гуманитаристику будет достигнуто только при условии включения в них антропологической составляющей. Раскрыть потенциал рассматриваемых принципов и дополнения к ним может обеспечить методология анализа сложных систем, успешно реализуемая в нейробиологии и некоторых других областях…

Наконец, с учетом значимости принципа многообразия, позволяющего преодолеть издержки методологического национализма, нам следует критически пересмотреть достижения зарубежных коллег, чтобы определить реально значимое их содержание от всякого псевдоуниверсального. Понятно также, что в нашей российской научной традиции есть свои серьезные достижения, связанные с развитием системных идей (А.А. Богданов, С.М. Широкогоров), структурными исследованиями (В.Я. Пропп), анализом цикличных процессов (Н.Д. Кондратьев) и не стоит от них огульно отрекаться.

Для решения поставленных задач предлагается проведение серии семинаров, которые будут посвящены новым теоретическим разработкам проблем социально-гуманитарных наук. Открывает эту серию семинар от 16 мая, на обсуждение которого вынесены некоторые общие проблемы гуманитаристики.

Запланированные выступления:

  • академик РАН Крадин Н.Н. – вступительное слово;
  • д.и.н., проф. Кузнецов А.М. – основной доклад;
  • к.филос.н. Поповкин А.В. – краткое сообщение о критериях научности;
  • д.полит.н. Ильин М.В. (ИНИОН РАН) – начало дискуссии (с тезисами выступления можно ознакомиться по ссылке)

Файлы для загрузки

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2011-2018