Главная » Новости Института »

Итоги Круглого стола «Корейский полуостров после Ким Чен Ира: проблемы и вызовы для России»

Краткое информационное сообщение: Скачать документ в формате Microsoft Wordскачать файл.

17 февраля Отдел международных отношений и проблем безопасности ИИАЭ ДВО РАН провел круглый стол на тему «Корейский полуостров после Ким Чен Ира: проблемы и вызовы для России». Свои взгляды на различные аспекты проблемы представили д.и.н., проф. Л. Н. Гарусова, к.и.н. А. Е. Кожевников, зав. центром проблем безопасности ИИАЭ В. Ю. Мишин, д.п.н. С. К. Песцов, к.и.н. Е. В. Пустовойт, д.и.н., проф. И. А. Толстокулаков. Заседание круглого стола вел директор ИИАЭ ДВО РАН, д.и.н., проф. В. Л. Ларин. В дискуссии приняли участие представители академических и политических кругов г. Владивостока, министерства иностранных дел РФ, федеральных и местных органов власти и управления, общественных организаций.

Участники круглого стола обсудили вероятные сценарии развития политической ситуации в КНДР в ближайшей перспективе, подходы к корейской проблеме и политику заинтересованных сторон (КНР, США, Республики Корея, Японии), угрозы и вызовы для России в целом и граничащего с КНДР Приморского края, в частности.

В ходе развернувшейся дискуссии участники круглого стола пришли к следующим выводам:

  1. Корейский полуостров остается одной из ключевых точек мировой политики, вокруг которой сталкиваются интересы ее главных акторов первой половины XXI в. – США и КНР. Усиленный интерес мировой общественности к событиям в КНДР связан как с озабоченностью судьбой самой Кореи или ядерной программой Пхеньяна, так и с появлением у заинтересованных сторон дополнительных возможностей для укрепления своих позиций на полуострове и в регионе в целом. Отсюда проистекает очевидное их стремление повернуть развитие ситуации в выгодное для себя русло, появление многочисленных комментариев и прогнозов (в том числе провокационных), в которых желаемое выдается за действительное, а также возможность принятия ими политических решений, способных привести к обострению ситуации.
  2. Пришедшие к власти в КНДР политические силы будут предпринимать активные усилия для сохранения существующего политического режима, прежнего экономического курса, политической и социальной консолидации корейского общества и привлекать для этого все доступные им средства. Сценарий политического раскола и экономического коллапса страны в обозримой перспективе (2012-1013 гг.) маловероятен. Не стоит ожидать от нового руководства КНДР экономических реформ, поскольку их реализация априори повлечет за собой подрыв устоев действующего режима. Не предполагается изменение внешнеполитической стратегии нового руководства, хотя некоторые тактические шаги, предпринимаемые им в целях ослабления нажима извне и решения внутренних задач, вполне предсказуемы.
  3. Расхождение интересов и подходов к будущему развитию КНДР и судьбе Корейского полуострова между нынешним руководством Северной Кореи, с одной стороны, США и их главных союзников в регионе (Южная Корея и Япония), с другой, и КНР – с третьей, серьезно повышает опасность эскалации конфликта на полуострове и вокруг него до опасной черты. Дополнительным фактором риска является предвыборная гонка и вероятная смена власти в Вашингтоне и Сеуле, а также предстоящая передача власти новой генерации руководителей в Пекине.
  4. Стремление нового руководства КНДР сохранить свою власть и защитить интересы страны (так, как оно их понимает) любыми доступными им средствами в совокупности с обострением конфликта интересов на полуострове между США и КНР создает вполне реальные угрозы интересам России на Тихом океане и прежде всего безопасности южной части Дальнего Востока (Приморского края, г. Владивостока). В этих условиях недопустимым для России является самоустранение от участия в разрешении конфликта на полуострове или пассивное упование на маловероятное в ближайшем будущем возобновление Шестисторонних переговоров.
  5. На сегодняшний день Россия не имеет возможностей для прямого воздействия на ситуацию на Корейском полуострове по причине отсутствия как рычагов для такого влияния, так и четко выработанной и самостоятельной позиции в отношении КНДР и подхода к решению корейской проблемы. Раскол в экспертном сообществе, где присутствуют диаметрально противоположные взгляды на эти вопросы, идеологические пристрастия и стереотипы мышления части политического руководства страны (в частности, в отношении США и КНР), географическая отдаленность Кремля от зоны конфликта и евро-атлантический ракурс в его восприятии объективно препятствуют осознанию национальных интересов России в регионе и выработке адекватной политики.
  6. Ограниченность доступной для зарубежных наблюдателей и экспертов информации о внутренней обстановке в КНДР не позволяет объективно оценивать эту ситуацию и делать обоснованные прогнозы. Тем не менее, участники круглого стола рассматривают полученные ими выводы как рабочий материал, способный помочь заинтересованным ведомствам в принятии соответствующих политических, экономических и иных решений.

Выступления экспертов и стенограмма обсуждения на «круглом столе» будут опубликованы в ближайшее время в очередном выпуске бюллетеня «У карты Тихого океана».

 

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2011-2018