Научный форум “The Fourth Northeast Asia Think Tank Forum”
7-8 сентября 2013 г. в г. Чанчунь (КНР) состоялся научный форум “The Fourth Northeast Asia Think Tank Forum”, проводимый под общим лозунгом “Взаимное доверие и взаимовыгодное сотрудничество” и посвященный вопросам экономического развития и регионального сотрудничества в северо-восточной Азии. Форум проходил под знаком открывшейся в г. Чанчунь торгово-промышленной выставки “China-Northeast Asia Expo”. Гости из разных стран, в том числе и из России приняли участие в торжественной церемонии открытия выставки. Организаторами и спонсорами форума выступили Академия общественных наук КНР, Правительство провинции Цзилинь.
В качестве экспертов и докладчиков в форуме участвовали ученые из Китая, Японии, Ю.Кореи, США, России, Монголии. Всего с докладами выступили 24 участника. C российской стороны в форуме приняли участие сотрудники Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН к.и.н. Савченко А.Е. и к.и.н. Герасименко А.П. , выступившие с докладами соответственно “Дальневосточная политика Москвы во второй половине 1980-х — 2013 гг. и вероятные сценарии ближайшего будущего” и “Информационное пространство и стимулирование процессов интеграции тихоокеанской России в Северо-Восточной Азии”. Доклады вызвали интерес участников. Анатолий Савченко в своем докладе проанализировал три российские программы развития Дальнего Востока в историческом контексте, предложил три возможных варианта дальневосточной политики ближайшего будущего. Александр Герасименко в своем выступлении показал рост влияния и необходимость использования сетевой виртуальной среды в процессах интеграции тихоокеанской России в культурное и экономическое пространство стран Северо-Восточной Азии и тихоокеанского региона, предложил механизм информационного обмена.
Интересны и познавательны были доклады многих участников форума. Академик академии общественных наук КНР Чжан Юньлин отметил, что экономика Китая перешла в стадию умеренного роста. Касаясь приграничного сотрудничества, он подчеркнул, что главный его стимул – выгоды для населения приграничных территорий. Выступающий проанализировал процессы по созданию зон свободной торговли (ЗСТ), из них, по мнению автора, с 2008 г. самой важной для Китая является ЗСТ “Китай – Япония — Ю.Корея”. Интересно высказывание китайского ученого: “Партнерство – не главное, главное – особые интересы”.
Президент Центра “Восток-Запад” Чарльз Моррисон (США) в своем выступлении сказал, что к середине века Китай будет самой мощной страной в мире. Что касается СВА, то уже сейчас в странах Северо-Восточной Азии живет половина населения мира и находится 40% мирового производства. Ученый отметил, что главным двигателем прогресса является рынок, а не правительства. Также был сделан акцент на негативных процессах, протекающих в странах СВА, это: низкая рождаемость и старение населения, урбанизация как причина загрязнения окружающей среды, рост физических и психических заболеваний.
Директор Центра исследования развивающихся экономик Института международной экономической политики (Ю.Корея) Чан Кью Ли в своем докладе отметил, что в СВА необходимо сотрудничество и ведущая роль здесь принадлежит КНР. Ученый указал на важную роль России в развитии транзитных железнодорожных перевозок и энергетики, однако при этом отметил наличие множества проблем.
Профессор Университета Рицумейкан (Япония) Шуцзи Мацуно указал на то, что экономика стран СВА обеспечивается за счет внешней торговли. Россия является главным вкладчиком в рост региональной торговли, которая будет играть все большую роль и ее необходимо стимулировать. Докладчик подчеркнул важность создания ЗСТ “США — СВА”, однако указал на необходимость сбалансирования объектов торговли и международного разделения труда.
Профессор Университета провинции Цзилинь (КНР) Сюй Вэньцзи отметил необходимость повышать уровень сотрудничества в СВА, важность создание общего рынка. Однако, по его мнению, необходимо определить статус США. Китай, Япония и Ю.Корея должны играть ведущую роль в СВА. Ученый предложил дорожную карту интеграции в СВА, важными принципами реализации которой должны быть: многоуровневость рынка, развитие отраслей, наличие нескольких каналов влияния.
Директор Института исследования Северо-Восточной Азии академии общественных наук провинции Хэйлунцзян (КНР) Да Чжиган сделал акцент на направлениях регионального сотрудничества, это: развитие малых городов, усиление экологического сотрудничества, туризм, интернационализация населения, укрепление взаимосвязи инфраструктур. В то же время он отметил присутствие внутри СВА субрегиональной конкуренции, например, в области освоения мирового океана.
Вице-президент Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян (КНР) Лю Шуан отметил повышение уровня российско-китайского сотрудничества, рост экспорта из России нефти и газа. По его мнению, к 2015 г. торговый оборот Китая и России должен составить 100 млрд. долл. В провинции Хэйлунцзян ведется активное строительство, уже построены скоростные автомобильные и железные дороги, однако требуется реконструкция Транссиба на территории России. Он подчеркнул, что три северо-восточные провинции КНР и Внутренняя Монголия образовали новый район экономического развития, и это область государственных интересов Китая.
Профессор школы исследований Северо-Восточной Азии Национального университета в Инчхоне (Ю.Корея) Михнсу Ким осветил современную мировую финансовую политику с точки зрения австрийской экономической школы. Главная проблема США – увеличение долгов. Китай для защиты от финансовых рисков наращивает импорт золота. Золотой запас КНР, по его предположениям, достиг 3-х тыс. тонн.
Исследователь из Института России Академии общественных наук провинции Цзилинь (КНР) Чжоу Вейпин в своем выступлении отметил, что Китай для многих стран стал первым партнером. По его мнению, двухстороннее сотрудничество более благоприятно, чем многостороннее. Главная причина этого – разный уровень экономического развития.
Вице-президент Академии общественных наук провинции Гуанси (КНР) Хуан Чжиюн описал способы местных администраций провинции по продвижению ЗСТ, это: реализация центральной стратегии (ярмарки, определение АСЕАН в качестве приоритета), научное планирование при создании и утверждении местных программ, интернационализация, обеспечение высшей открытости, создание новых каналов торговли, создание приграничных зон торговли (например, торговая площадка “Китай — Малайзия”), ускорение создания международного транспортного коридора, углубление культурных контактов.
Профессор университета Васэда (Япония) Шуцзиро Урата изложил свою позицию по поводу деятельности ЗСТ “Китай – Япония — Ю.Корея”, многосторонних партнерств СВА, тихоокеанского партнерства. Ученый отметил, что в этих организациях разные механизмы, поэтому могут возникать конфликты. Хотя Япония подписала 8 соглашений по ЗСТ, для нее эффективность деятельности в этих организациях – низкая, за последние 20 лет – 1% ежегодного роста экономики страны. В отношении развивающихся стран необходимо применять гибкие политики. Чувствительные темы для японской экономики: политика — территориальные споры с КНР, защита интеллектуальной собственности, сельское хозяйство.
Руководитель Группы региональных исследований Китая Корейского института международной экономической политики (Ю.Корея) Пьонг Сео Ян посвятил свой доклад ЗСТ “Китай – Ю.Корея”. Исследователь отметил, что для Ю.Кореи Китай – крупнейший торговый партнер и ключевой рынок, это – 20% объема внешней торговли Ю.Кореи. Подписание соглашения по ЗСТ позволит поднять уровень экономического сотрудничества, улучшить инвестиционный климат. Но есть проблема — китайские товары конкурируют с корейскими. Также на общую атмосферу сотрудничества влияет фактор Северной Кореи.
Профессор Института международной стратегии Академии общественных наук КНР Фу Цзинюнь в своем докладе сделал акцент на механизме создания ЗСТ. Он считает этот механизм неэффективным. Ю.Корея создала ЗСТ с США и в настоящее время ведет переговоры о создании ЗСТ с Китаем. Однако могут возникнуть проблемы, а именно: разное разделение труда, разные структуры, разные запросы и устремления. У Китая, как и у Кореи есть свои цели: политические, экономические, в области безопасности. Автор доклада, как и другие исследователи, считает, что двухсторонние ЗСТ более эффективны, чем многосторонние.
Профессор Центра изучения Кореи Национального университета провинции Ляонин (КНР) Чжан Дунмин отметил страны, которые влияют на процесс создание ЗСТ “Китай – Япония — Ю.Корея”. Это: США, Япония и Северная Корея. По мнению автора, США, продвигающие Транстихоокеанское партнерство (ТТП), оказывают давление на ЗСТ.
Директор Института экономики Северо-Восточной Азии университета Яньбянь (КНР) Цуй Вень проанализировал китайско-корейское экономическое сотрудничество, которое началось с 1992 г. после установления дипломатических отношений. В 2012 г. объем торговли между этими странами составил 200 млрд. долл. В сентябре 2013 г. ожидается 7 раунд переговоров по ЗСТ “Китай – Ю.Корея”. Предполагается сделать открытым 90% рынка. Ученый считает, что если соглашение по ЗСТ будет подписано, то это будет мощный рывок вперед. Главные отрасли сотрудничества: сельское хозяйство, морские продукты, автомобили и др.
Форум прошел в атмосфере доброжелательности и сотрудничества. К сожалению, по каким-то причинам не приехали ученые из Северной Кореи. По окончании форума его гости совершили поездку в природный заповедник и курорт Чанбайшань, посетили высокогорное озеро, познакомились с окружающей флорой и фауной. Участники форума благодарны его организаторам и спонсорам, как за предоставленную возможность участвовать в научной дискуссии, так и за прекрасно проведенное время в Китайской Народной Республике.
к.и.н. Герасименко А.П.
- Фотоальбом: