До чего доводят «серые кардиналы» и откуда они берутся? (на примере внутреннего кризиса в Южной Корее)
Ещё пару месяцев назад никто не мог даже предположить, что самодостаточный и уверенный в себе Юг Корейского полуострова взорвётся как пороховая бочка. И дело совсем не в северокорейских ракетно-ядерных амбициях и угрозах Ким Чен Ына о превентивном ударе. Проблема оказалась сугубо внутренней. Беспрецедентный скандал разразился вокруг личности ни кого-нибудь, а президента Республики Корея Пак Кын Хе. Появилась информация о том, что одна из близких подруг президента Пак, не занимающая никаких официальных постов и должностей, негласно консультировала южнокорейского лидера по важнейшим вопросам внешней политики. По просьбе Пак Кын Хе она корректировала её речи, получая для этого секретные документы государственной важности, а также вмешивалась в кадровые назначения и вопросы планирования региональной безопасности.
Южнокорейские СМИ запестрели гневными передовицами: «Серый кардинал в окружении Пак Кын Хе!», «Как же такое могло произойти в нашей стране?», «Кто реально правил страной все эти годы?».
В эпицентре всей этой бури – некая Чхве Сун Силь. О ней известно немного: ей 60 лет, она дочь Цой Тхэ Мина, первого наставника Пак Кын Хе и бывшая жена президентского экс-секретаря Сон Ён Хве. На протяжении 40 лет она была самой близкой подругой и советницей президента Пак. По заявлениям следователей прокуратуры РК, эта женщина «больше, чем просто друг президента». Предварительное расследование показало, что за время президентства Пак Кын Хе Чхве более десяти раз получала секретные документы и проекты речей, причем знакомилась с ними на несколько дней раньше, чем сама президент. Среди материалов, которыми она пользовалась, были документы, связанные с важнейшими мероприятиями в сфере внешней политики Южной Кореи, включая северокорейскую проблематику, национальную безопасность, военную стратегию.
В связи с разразившимся скандалом в Корее инициирована процедура введения механизма «специального следователя», который наделён очень большими полномочиями и имеет право допрашивать практически всех сотрудников администрации президента и членов правительства. Видя, что расследование не обойдётся без последствий, ряд бывших соратников Пак Кын Хе стали «активно сотрудничать со следствием», в один голос заявляя, что вмешательство Чхве Сун Силь не ограничивалось первыми годами правления президента, а продолжалось вплоть до последнего времени. Один из бывших чиновников сообщил, что помощники Пак Кын Хе регулярно носили Чхве для изучения «секретные документы толщиной в 30 см». Утверждают, что Чхве корректировала знаменитую «Дрезденскую речь» Пак Кын Хе, в которой были объявлены новые инициативы в отношении Северной Кореи. Бывший министр объединения РК Чон Дон Ён, вдруг ставший активным оппозиционным деятелем, публично высказал предположение, что именно Чхве является инициатором резкого ужесточения политики официального Сеула в отношении КНДР, включая закрытие межкорейского технопарка в Кэсоне, заявлений президента о ближайшем коллапсе кимченыновского режима, призыва к северянам бежать из страны и искать счастья на Юге. В своём интервью Чон Дон Ён сказал: «Буквально до февраля этого года наше руководство заявляло, что Кэсонский технопарк никак не связан с ядерной программой КНДР, не может быть объектом санкций, а затем вдруг буквально за пару дней передумало, решив закрыть комплекс». «Чхве постоянно ходила и говорила, что КНДР долго не продержится и Корея станет единой в течение ближайших двух лет. И вдруг президент внезапно начинает говорить то же самое о крушении КНДР и призывает северян бежать. Совпадений слишком много», — продолжил Чон.
Сейчас южнокорейские правоохранительные органы и общественные организации проверяют информацию о коррупционной составляющей Чхве Сун Силь и причастности к этому крупнейших корпораций страны. Выяснилось, что помощник президента по координации политики Ан Чжон Бом по заданию Чхве оказывал давление на десятки компаний РК, принуждая их делать «добровольные пожертвования» в две подставные компании (K-Sports и Mir), в результате чего было собрано около 70 миллионов долларов. Среди «жертвователей» оказалась самая крупная в РК корпорация «Самсунг», которую (в числе других компаний) обвиняют в финансировании личных потребностей 20-ти летней дочери Чхве Сун Силь, в частности, покупку лошадей для занятий конным спортом и оплату её поступления в один из престижных ВУЗов столицы. Кроме того активно продвигаются слухи, что именно Чхве явилась инициатором президентского решения о размещении на территории РК американской системы ПРО «THAAD», принятого несмотря на категоричные протесты со стороны Китая и России.
Для характеристики реакции и настроения южнокорейцев лучше всего подходит определение «они взбешены». Состояние общества приблизилось к шоковому. Жители благополучной страны никак не ожидали, что подобное возможно в современной Корее. В Сеуле и других крупных городах проходят многочисленные митинги и демонстрации протеста, лозунгом которых является требование импичмента президента. Оппозиция и общественные организации не верят извинениям Пак Кын Хе, заявляя, что в её словах нет искренности и все её действия, включая перестановки в администрации и правительстве, — это «лишь уловки для сохранения за собой поста лидера страны».
Не остаются в стороне и представители южнокорейских научных кругов. 27 октября 32 преподавателя университета Сонгюнгван подписали декларацию, в которой выразили сожаление относительно пошатнувшейся стабильности государства, заявили, что нынешний президент не имеет морального права управлять страной и предложили объявить импичмент Пак Кын Хе. В декларации говорится, что для стабилизации внутриполитической ситуации нужно провести перестановки в администрации президента и сформировать нейтральный Кабинет министров. Восемьдесят три преподавателя университета Кёнбук приняли заявление, в котором указали, что Пак Кын Хе, нарушившая принципы демократии, должна уйти в отставку. Подобные заявления приняты и в других университетах.
За последние две недели рейтинг Пак Кын Хе стремительно упал. Результаты опроса, проведенного 1-3 ноября с.г. одной из самых крупных социологических компаний РК «Гэллап Корея» показывают, что только 5% граждан Южной Кореи считают, что президент Пак работает на своём посту хорошо, 89% респондентов негативно оценивают её деятельность. При этом в провинции Южная Чолла вообще зафиксирован показатель 0% тех, кто положительно относится к Пак Кын Хе. В столице РК Сеуле уровень поддержки только 2%. Крайне негативно по отношению к президенту настроена молодёжь. В возрастной группе от 20 до 39 лет её рейтинг – лишь 1%.
Таким образом, Пак Кын Хе входит в историю Южной Кореи как самый непопулярный президент страны за всё время проведения подобных соцопросов. До неё лидером антирейтинга был президент Ким Ен Сам, которого к концу президентского срока поддерживали только 6% населения. Далее следовали президенты Но Му Хён – 12, Ли Мён Бак – 21, Ким Дэ Чжун – 24% опрошенных.
Скандал сильно пошатнул позиции правящей партии «Сэнури». Её рейтинг упал до 18%, тогда как показатель поддержки населением главной оппозиционной Демократической партии повысился до 31%.
Реакция зарубежных СМИ разноплановая. Фрагментарно освещают события печатные издания США и Китая. Неожиданную активность проявили российские средства массовой информации (в большей степени – правительственное издание «Российская газета»). Понятное дело, не остаются в стороне СМИ КНДР. Главный печатный орган ЦК ТПК газета «Нодон синмун» называет скандал в высших эшелонах власти РК «закономерным результатом правления режима Пак Кын Хе, самого непопулярного и некомпетентного в современном обществе». Газета также предрекает «незавидную участь режиму американской регентши».
На фоне вспыхнувшего скандала власти РК предпринимают отчаянные попытки «сохранить лицо» страны и президента перед мировой общественностью. 1 ноября с.г. МИД страны от имени министра Юн Бён Се направил во все южнокорейские дипломатические представительства уведомление о необходимости подчёркивать неизменность внутренней и внешней политики официального Сеула. Особо отмечается неизменность курса по отношению к Северной Корее. Очевидно, это связано со стремлением успокоить власти США и Японии, опасающихся изменений политики РК в области экономики и безопасности.
Готовя данный комментарий, нас не покидало ощущение, что с чем-то подобным мы уже сталкивались. Ну, конечно же! Это скандал в США, связанный с деятельности такой же «помощницы» и стаффера предвыборного штаба Хиллари Клинтон – Хумы Абедин. Ей 40 лет, родилась в штате Мичиган, её родители являлись активными проповедниками идей джихада.
Историки и эксперты, изучающие деятельность мировых спецслужб, проанализировав жизненный путь Хумы предполагают, что она, действуя через Институт по делам мусульманских общин в Джидде, может выступать в качестве связника разведки Саудовской Аравии с Хиллари Клинтон, а через «Сестёр — мусульман», — со спецслужбами псевдо-халифата, в том числе – «Аль-Каидой» и «ИГИЛ» (запрещенной в России).
Если попытаться сравнить деятельность Чхве и Хумы, то просматривается их некоторая калькированность. Отдельного внимания заслуживают вопросы: «Откуда же взялись эти «помощницы»?», «Кто их готовил, кто продвигал?» Если говорить о Чхве Сун Силь, то нет ли здесь «следов в чужом огороде» вездесущих парней из Лэнгли? Во всяком случае, их методика по подготовке и внедрению т.н. «агентуры влияния» наводит на некоторые мысли.
Однако, это наше частное предположение, не претендующее на истину.
На фоне нарастающего кризиса в Южной Корее и возможности импичмента Пак Кын Хе нас обоснованно волнуют перспективы двухсторонних связей РК с Россией. Вполне вероятно, что в случае прихода к власти в стране других людей, в том числе оппозиционной Демократической партии, на короткий период эти связи могут замереть (надо же прийти в себя после шока). Однако в дальнейшем политический курс по отношению к России и стремление к развитию торгово-экономических связей не претерпят кардинальной трансформации. Другое дело, рано пока говорить о том, как сложатся межличностные отношения между высшими руководителями двух государств и сохранится ли в них преемственность. Время покажет.
Что касается партнерства РК с США, в том числе и с новой администрацией, то нынешняя ситуация никак не скажется на союзнических отношениях. Вместе с тем, если к власти придут представители оппозиции, то могут пошатнуться позиции «ястребов» из числа южнокорейского истеблишмента и генералитета, воспитанных и поощрявшихся Пак Кын Хе и Вашингтоном. В этом контексте реальному изменению могут подвергнуться планы США по размещению на территории РК элементов глобальной системы ПРО, что очень устроит Китай и Россию, в частности.
Зав. Лабораторией ситуационного анализа ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН
Мишин Валерий Юрьевич.
Зав. Отделом изучения Японии и Кореи ЦАТИ ИИАЭ ДВО РАН,
д.и.н. Толстокулаков Игорь Анатольевич.